© 2015-2019"Интернет-издание Bérar", +16

Театральное обращение

January 14, 2016

 

Дорогие друзья, представляем Вашему вниманию открытое письмо ведущих солистов Театра Оперы и Балета.

 

 

 

Добрый день!

Уважаемые представители средств массовой информации!  Мы пригласили вас с целью прояснить ситуацию, сложившуюся вокруг скандала в Воронежском государственном театре оперы и балета, которая связана с подачей коллективного заявления об увольнении ведущих солистов оперы. Мы просим прощения за те условия, в которых проходит конференция, т.к. руководство театра запретило общение с прессой в здании театра.

Начать мы хотим с обращения к начальнику департамента культуры Сухачевой Э.А.

 

Уважаемая Эмилия Александровна!

Мы, нижеподписавшиеся солисты Воронежского государственного театра оперы и балета, просим Вас разобраться в сложной ситуации, сложившейся в нашем коллективе. Наше обращение вызвано следующими обстоятельствами.

Со времени вступления в должность нового художественного руководителя театра Огиевского А.К. мы наблюдаем недвусмысленную ситуацию, указывающую на стремление нашего руководства создать невыносимые условия для работы большей части ведущего состава солистов, с последующим вытеснением их из театра.

Вступив в должность, новый художественный руководитель не счел нужным лично познакомиться с солистами оперы и ознакомиться с их профессиональными возможностями.

Свою деятельность Огиевский А.К. начал с открытия юбилейного 55 сезона театра гала-концертом, в котором участвовало всего четверо, несомненно, достойных солистов из всей многочисленной труппы театра. Но большая часть ведущих солистов не была задействована в этом концерте. Остальными участниками были приглашенные солисты, для чего были потрачены значительные средства из бюджета, при том, что зарплата ведущих солистов театра ниже оплаты неквалифицированного труда. И это ― ведущих солистов, а что уж говорить об остальном составе труппы?

Вызывает вопрос о необходимости привлечения посторонних певцов на постановку «Дон Жуана» В.-А. Моцарта, при наличии в труппе голосов, соответствующих предлагаемым партиям.

Шагом, переполнившим чашу терпения солистов, стало единоличное решение Огиевского А.К., без всякого ознакомления с исполнительскими возможностями артистов труппы (а, в некоторых случаях, ― и без личного знакомства), о назначении персональных повышающих коэффициентов и квалификационных категорий.

Просим Вас создать комиссию для выработки четких критериев оплаты труда и назначения категорий, которая будет включать в себя всех дирижеров театра, непосредственно работающих с артистами театра, режиссеров и помощников режиссеров.

В конце декабря 2015 года на основании докладной Огиевского А. К. и.о. директора Арнаутов А.А. подписал соответствующий приказ об изменении ППК большей части солистов. На встрече солистов с руководителями театра Огиевский А.К. никак не обосновал критерии своих решений. Ни количество исполненных партий в спектаклях, ни уровень их сложности не стали убедительными доводами для изменения его решения. Также не было предоставлено никаких, определяющих процесс начисления ППК, документов. На многочисленные вопросы мы не получили ни одного ответа. Нами были приведены конкретные примеры, подчеркивающие несправедливость его решений. В частности, одинаковое количество исполненных партий в спектаклях и уровень их сложности у двух ведущих солистов-мастеров сцены – Башкирова Д.А. и Горностаева И.А. У обоих за сезон 2014-2015 года исполнено по 43 спектакля. Оба солиста являются лауреатами международных конкурсов, оба исполняют партии мирового репертуара более 10 лет в нашем театре. Разница лишь в том, что Дмитрий Башкиров категорически не согласен с решениями руководства театра, ущемляющими интересы труппы, в частности, по гала-концерту на открытие сезона и концерту на день города «Маэстро Дунаевский». Таких примеров множество.

В сентябре 2015 года, уже при художественном руководителе Огиевском А.К., на день города театр выступал на площади Ленина со спектаклем «Маэстро Дунаевский». Мы считаем, что это мероприятие, в том виде, в котором оно проходило, явилось полной дискредитацией театра оперы и балета в глазах Воронежского зрителя и совершенной несостоятельностью руководства театра. Сцена перед театром своим размером была не предназначена для показа этого спектакля с участием балета. Солисты выходили петь, а микрофоны включались только через минуту после начала их выступления. В то же время на противоположной стороне площади громоподобно звучала молодёжная дискотека. Через 15 минут после начала спектакля большинство зрителей, пришедших посмотреть и послушать музыку Дунаевского, ошарашенные такой какофонией, ругая организаторов, покинули зрительские места. На монтаж этой сцены, зрительских мест, светового и музыкального оформления, были потрачены немалые государственные средства, а выступление музыкантов и актёров выглядело безобразно, хотя все артисты очень старались, работая в любимом спектакле. Художественный руководитель присутствовал на этом позоре театра, стоя в первых рядах и улыбаясь происходящему. Он, ведь, наверняка знал или должен был знать, в каких условиях будет выступать театр, которым он руководит. Мы уверены в том, что никакой ответственности за это унизительное зрелище господин Огиевский А.К. не понёс. Возникает вопрос: «Когда с руководителей, отвечающих за качество работы государственного учреждения, начнут спрашивать, а не потакать их безответственности и прихотям?»

На протяжении нескольких лет в Воронежском государственном театре оперы и балета не было ни одной новой оперной постановки. Последняя – К.Орф «Умница». О больших постановках, со времен «Волшебной флейты» В.-А. Моцарта, речь и не велась, т.к. средств на них в театре нет. С приходом Огиевского А.К. на пост художественного руководителя, были найдены большие средства на постановку оперы «Дон Жуан» В.-А. Моцарта.

Сказать, что В.-А. Моцарт мог написать некачественную музыку, или что «Дон Жуан» не интересен публике – нельзя. Опера «Дон Жуан» – не самая популярная опера композитора. И, следует отметить, что моцартовские постановки не пользуются в Воронеже очень большим спросом, кроме, может быть, жемчужины комической оперы – «Свадьбы Фигаро». Тем не менее, выбор Огиевского А.К. падает именно на «Дон Жуана».

И это неплохо. Наконец, новая постановка. Выделены громадные средства. Костюмы шьют на Мосфильме, декорации тоже делают в Москве. Только все это походит на «пир во время чумы». При том, что есть свои пошивочный и декорационный цеха. При том, что работники влачат жалкое существование на нищенскую зарплату, ниже уровня оплаты неквалифицированного труда. При том, что нас ругали за неоправданные затраты на «Волшебную флейту» в три млн.

Дирижер-постановщик «Дон Жуана» – Огиевский А.К. – издал безграмотный приказ о назначении на партии, в котором главным критерием подбора актеров на роли послужили их внешние данные. И это в оперном театре, где все решает голос и актерское мастерство. Это говорит только о непрофессионализме музыкального руководителя спектакля.

На постановку были приглашены певцы извне, хотя есть и свои, обладающие необходимым творческим потенциалом солисты для исполнения партий в этом спектакле. Оправданы ли дополнительные затраты на приезжих для освоения данной партитуры? За время, с начала работы над партиями, Огиевский А.К. провел одну-единственную спевку. Правда, официально принял партии. И, у некоторых солистов, это был единственный урок по партиям. На мизансценических репетициях с М. Бычковым Огиевский не присутствовал ни разу. И это нонсенс! В качестве вывода можно задать вопрос о целесообразности такого подхода к работе и профессионализме художественного руководителя – дирижера-постановщика спектакля.

 

Очень важным моментом в деятельности Огиевского А.К. является полная несостоятельность в вопросах оперетты, которая составляет третью часть всего репертуара театра. Мало того, что он сам признаётся в том, что совершенно ничего не знает об этом жанре, так при этом даже не делает попыток вникнуть в его тонкости. Примером служит его публичное заявление на пресс конференции в начале сезона о том, что постановка оперетты «Весёлая вдова» не имеет к нему никакого отношения и он не несёт за неё ответственности, тогда как художественный руководитель, вступая в должность, отвечает за все события художественного плана, происходящие в театре. Также нужно отметить отсутствие Огиевского А.К. (к слову, ―председателя худ. совета) на сдаче праздничного концерта «Карнавал» (по страницам любимых оперетт) 12 января 2016 года. Тем самым, он показывает своё отношение и пренебрежение к любимому воронежской публикой жанру оперетты и мюзикла.

 

Следующий вопрос, который мы хотели бы затронуть, – деятельность художественного совета. К сожалению, напрочь забыта прекрасная практика советских театров, где решающий голос оставался за художественным советом. В его компетенции и вопросы репертуарной политики, и критерии художественной оценки ставящихся спектаклей, вопросы подбора и оценки артистической составляющей труппы. В наш состав художественного совета входят руководители подразделений, дирижеры, режиссеры, много лет работающие с коллективом, отлично представляющие творческие возможности собранных специалистов, фактически создавшие существующую ныне труппу. Но мнение этих профессионалов или вовсе не учитывается, и решения принимаются единолично Огиевским А.К., или худ. совет вынужден поддерживать официальную точку зрения. По результатам принимаемых решений в театре можно предположить только эти два варианта.

Наделить художественный совет реальными полномочиями может только художественный руководитель. Но на это предложение Огиевский А.К. ответил решительным отказом. К тому же, очень сомнительна необходимость введения в художественный совет, занимающийся зачастую решением сугубо технических, текущих репертуарных внутренних проблем театра, сторонних экспертов, даже, несомненно, очень высокой квалификации в своей области, но не знающей ни специфики оперного театра, ни творческих возможностей артистов труппы.

Среди подписавших заявление на увольнение, есть солист Назар Немченко, приехавший с Украины по приглашению бывшего художественного руководителя театра. Все мы знаем политическую обстановку, сложившуюся между Россией и Украиной. По указанию президента РФ была разработана «Программа добровольного переселения соотечественников». Назар изъявил желание принять участие в этой программе и приехал в Россию с женой и двумя малолетними детьми. По приглашению бывшего руководства он устроился в Воронежский оперный театр на работу с понижением квалификационной категории. Со времени прихода в театр, Назар спел ведущий теноровый репертуар и, работая с февраля 2015 года, помимо текущего репертуара, принял участие в двух премьерах.

С приходом Огиевского А.К. ситуация кардинально изменилась после ноябрьского приказа на «Дон Жуана», когда Назар был назначен, не взирая на более крепкий тип голоса, на лирическую партию Дона Оттавио. Певцом был официально оформлен отказ от партии, на который, по словам самого Огиевского А.К., имеет право любой певец один раз в два сезона. Худ. рук., вызвав Назара, популярно объяснил, что если он не будет участвовать в постановке, то театр не нуждается в его услугах и он может ехать обратно в Днепропетровск, что фактически означает участие в шестой волне мобилизации нац. гвардии Украины. На законном заявлении об отказе от партии, Огиевский А.К. поставил свою резолюцию: «В связи с отказом от партии рассмотреть целесообразность нахождения Немченко в штате солистов». После этого последовал приказ о снижении ППК Назара до нулевого уровня. Складывается впечатление, что все неугодные худ. руку будут наказаны либо в денежном эквиваленте, либо будут уволены из театра. На данном этапе Назар с семьей находится в безвыходном положении: либо отъезд на Родину для участия в военных действиях, либо остаться без определенного места жительства. В связи с этим, сегодня мы просим о помощи общественности и лично губернатора в решении сложного положения этой молодой семьи.

Нельзя не отметить тот факт, что значительная часть ведущих солистов является артистами, приехавшими из других городов. При приглашении их на работу одним из условий являлось предоставление служебной или съёмной квартиры. Т.к. театр не имеет собственного фонда служебного жилья, всем солистам были арендованы квартиры и со всеми заключились договора. Последние два года это является рычагом давления на артистов: при несогласии с руководством и его политикой, каждый раз делается упоминание о том, что их просто-напросто могут выселить на улицу. Тогда как зарплата солиста не позволяет не то, что купить жилплощадь, а даже взять кредит или вступить в ипотеку. И всё это безобразие творится на фоне того, что некоторые старожилы театра, отдавшие ему более 40 лет своей жизни, участвующие практически во всём репертуаре театра, являющиеся незаменимыми в своём амплуа, до сих пор вынуждены жить со своими семьями в стенах общежития. Мы неоднократно поднимали этот вопрос и в стенах театра, и в департаменте культуры, но опять же, не получили вразумительных ответов на него. Хотелось бы донести до наших руководителей ту мысль, что если театр откажется арендовать квартиры для артистов, то они просто будут вынуждены уехать в другие театры искать лучшей жизни.

После опубликования нашего заявления об увольнении, в СМИ мы услышали в свой адрес немало слов, порочащих нашу честь и достоинство. В частности, Огиевский А.К. назвал нас «пятой колонной». Это чудовищное оскорбление в предательстве в адрес артистов, служащих театру многие годы, на совести художественного руководителя. Вместо сплочения труппы на творческих принципах работы, Огиевский А.К. пытается внести раскол в театре, называя одних «лучшими солистами, прославляющими наш театр», а других – «группой недовольных интриганов, занимающихся дрязгами», хотя именно эти недовольные являются ведущими солистами театра, на которых держится весь текущий репертуар.

Мы официально заявляем, что не преследуем личные интересы, а идем на серьезный конфликт с художественным руководителем театра, отстаивая справедливость. Подтверждением тому является наличие в наших рядах солистов, которые, наоборот, были поощрены в ППК, но они так же, как и мы, категорически не согласны с теми «методами управления», которыми оперирует Огиевский А.К. Мы выражаем вотум недоверия художественному руководителю театра, требуем пересмотра его решений и публичных извинений за нанесенные нам оскорбления. Просим начальника департамента о создании прозрачного механизма, регламентирующего персональный повышающий коэффициент, направленный на стимуляцию работы творческого коллектива.

Так же своим выступлением мы хотим привлечь внимание общественности к нищенским заработным платам всех работников театра, а, в особенности, труппы театра. Губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев неоднократно высказывался в своих выступлениях об уникальности нашего театра, его высоком профессионализме и большом творческом потенциале. Между тем, деятельность художественного руководителя ведет к разрушению уникального оперного театра, единственного в Черноземье, лоббированию своих личных интересов и, через всякого рода манипуляции (в т.ч. и ППК), уничтожению его творческой составляющей ― актеров.

В 2016 г. на 10% урезан бюджет театра, в том числе и по заработной плате. Это ― как «пир во время чумы». Нет денег на восстановление нескольких спектаклей, таких как, например, «Тоска», «Царская невеста», «Марица» и др., при этом, на постановку «Дон Жуана» выделено 10 млн. рублей, хотя, со слов и.о. директора Арнаутова А.А., эта сумма уменьшена до 9 млн!

Мы еще раз обращаемся к общественности и лично губернатору А.В. Гордееву с криком о помощи в сохранении Воронежского театра оперы и балета. Мы совсем не против постановки М. Бычковым «Дон Жуана», но мы не понимаем, как будет выживать большинство работников театра в наше непростое кризисное время на среднюю заработную плату, составляющую, по нашим оценкам, не более 13 тысяч рублей, в чистом виде, не учитывая, конечно, доходов художественного руководителя Огиевского А.К.

Сейчас все мы испытываем жесточайшее психологическое давление со стороны руководства и администрации театра, но мы не намерены отступать. Всему есть предел! Мы, конечно же, не хотим увольняется из любимого театра, и намерены, всеми доступными нам средствами, защищать справедливость, вплоть до суда или же крайней меры ― голодовки. В театре есть профорганизация, которая обязана заниматься трудовыми конфликтами и условиями работы коллектива. Но многолетняя практика показала, что она бездействует и занимается лишь подарками к праздникам. В связи с этим, мы хотим публичного обсуждения всех тех вопросов, которые актуальны и лихорадят весь театр уже многие годы, на общем собрании труппы с обязательным присутствием представителей СМИ, руководителей театра и начальника департамента Э. А. Сухачевой. Вопросы таковы:

  1. Нищенские заработные платы;

  2. Критерии оценки квалификационных категорий и ППК;

  3. Полномочия и состав художественного совета театра;

  4. Деятельность худ. руководителя Огиевского А.К.;

  5. Реконструкция здания театра и его судьба.

 

 

 

13.01.2016 г.        

 

 

Иванов А.А.

Солод Л.Н.

Дюдина С.Е.

Дюдин Р.Н.

Гранат У.А.

Немченко Н.

Овчинникова С.

Башкиров Д.А.

 

 

Фото : http://culturavrn.ru/theatre/17360

 

 

               

Please reload

Мы в соцсетях
 
  • Black Vkontakte Icon
Please reload

Новые записи

November 1, 2019

September 18, 2019

September 17, 2019

September 3, 2019

December 26, 2018

November 25, 2018

Please reload