© 2015-2019"Интернет-издание Bérar", +16

Бесконечность Платонова

June 8, 2018

 

 

В 2010 году состоялся первый международный Платоновский фестиваль искусств - это был поистине культурный шок. Столько арта Воронеж не видел никогда.  Списанные у Авиньонского, у Чеховского фестиваля правила проведения  события  помогли стать  фестивалю полноценным праздником наравне с днём города.

 

Кульминацией был пятый и шестой фестиваль: «Не забывай меня » , «Враг народа», «Кабаре Брехт», «Епифанские шлюзы» , «Пьяные»,«Крокодил-обманщик / Дидона и Эней» -  запомнились воронежским зрителям. Это и неслучайно - апогей  комбинации синтеза отечественных и иностранных  программ нашёл удачное обрамление на городских площадках и смог рассказать каждому зрителю свою уникальную историю. Поразительно, что сцена  воронежского ТЮЗа была главным катализатором проникновения в зрительские души.

 

Сейчас фестиваль находится в стадии скрытого регресса:  упадок прибыли от продажи билетов (в прошлом году билеты были раскуплены за считанные секунды). Ажиотаж растворился  на горизонте программ: только три ярких театральных пятна и два музыкальных. В основной  программе  три спектакля, посвящённых  произведениям Андрея Платоновича. Да, и то один по мотивам. В среднем за 8 лет в фестивальной неделе было по три спектакля в честь виновника праздника. Я понимаю, что фантастическая сложность внешаблонного восприятия ставила антимаркер автору «Котлована».

Но как ни старалась дирекция фестиваля приучить воронежцев и гостей Черноземья к Платонову и Бутусову. Странная дихотомия двух личностей разожгла  нешуточный костёр потерянного времени, денег и сил.

Платонова  ставили в штыки три года подряд.

Даже камерные «Дураки на периферии» не помогали.

«Ужас, как это смотреть! Это не для провинции!» - такие телефонные реплики я слышала после спектаклей. Я отвечала: «Прочитай!»

Вуаля:  на следующий год негодование стихло. Все примирились со сложным языком и полюбили творчество земляка. Доказательством служат  спектакли 2014 и 2015 года: трепетный  «Платонов. Встреча первая» от Школы - студии МХАТ, музыкальная «Афродита» от Театра «Сфера», неподражаемый «Платоновский вечер» от Александра Филиппенко, революционные « 14 красных избушек » от Воронежского Камерного театра. 

После спектаклей бывшего художественного  руководителя театра имени Ленсовета  я получала такие же звонки. Способ чтения  не помогал. Здесь уже требовался проницательный ум и трепет перед нестандартным решением. К тому же 2015 году: пройдя отсев в рамках зрителей, «Кабаре Брехт» открыло  вселенную ленсоветовского театрального феномена.

 

На прочность гостей проверяли и иностранные постановки. Были удачные форматы , привезённые с чеховского фестиваля такие как : «Буря», «Неподвижные пассажиры», «Зимняя сказка». Помимо фестивальных работ воронежской любовью стали перфомансы, привезённые из земли обетованной. Стоит вспомнить прошлогоднюю «Книгу Царя Давида».

 Помните, сколько  историй было связано с типографией «Коммуны»? Для тех, кто не знает: «Коммуна» - это газета, в которой  Андрей Платонов работал в 1920-годы. Формат был столичный , многим нравился , все искали это здание в тупике улиц . У меня единственный вопрос : почему там нет ремонта? Я никогда не забуду, как многие артисты во время (и после) пресс-конференций, проводящихся в заброшенном здании, говорили, что боятся  там долго оставаться  из-за обвала штукатурки.

В этом году  уже восьмой фестиваль. Многие пошли  не охотно, кто-то купил билеты потому что «модно», кто-то пошёл, потому что любит театр. Текущий год сохранил традиции : выездные музыкальные площадки                       (добавили дамбу Чернавского моста), парад театров. Но в юбилейный год гения Петипа фестиваль не соизволил привезти хотя бы обычную «Баядерку» из Мариинского, которая входит в список номинаций на Золотую маску .

 

P.s. Музыку не осуждаю в таком широком формате: я приверженец старой Московской консерватории, поэтому американских оперных терроров пропускаю сквозь пальцы.

 

P.s. Список «удач» фестиваля:

 

2011

 

«Неподвижные пассажиры» - Компания Филиппа Жанти

«Калигула» - Театр Наций

«Рассказ о счастливой Москве» - Театр п/р Олега Табакова

 

 

2012

«Жизнь и судьба» - Малый драматический театр — Театр Европы

« Дураки на периферии» - Воронежский камерный театр

«Дядя Ваня » - Театр имени Евгения Вахтангова

«Осень моей весны» - Тбилисский Театр Марионеток

 

2013

«Педагогическая поэма» - ТЕАТР NO99

«Река Потудань» -  «Студия театрального искусства»

«Записные книжки» - «Студия театрального искусства»

 

2014

«Добрый человек из Сезуана» - Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

«14 красных избушек» - Воронежский камерный театр

«Митина любовь» - «Гоголь-центр»

«Иллюзии»  - театр «Практика»

 

2015

«Не забывай меня » - Компания Филиппа Жанти

«Враг народа» - Малый драматический театр - Театр Европы

«Афродита» - Театр Сфера

«Кабаре Брехт» - Театр имени Ленсовета

 

 

2016

«Епифанские шлюзы» – Театр п/р. Олега Табакова

«Пьяные» - БДТ имени Г.А. Товстоногова

 «Крокодил-обманщик / Дидона и Эней»-Театр «Буфф дю Нор»

 

2017

«Родина электричества» - Опера Глеба Седельникова

«Царь Эдип» - Театр имени Евгения Вахтангова совместно с Национальным театром Греции

«Странники. Рассказы» - Театр имени Ленсовета

«Книга Царя Давида» - Театр «Гешер»

«Пена дней» - Инженерный театр АХЕ

 

 

До встречи в театральных кулуарах!

 

 

 

 

 

 

 

 

Please reload

Мы в соцсетях
 
  • Black Vkontakte Icon
Please reload

Новые записи

November 1, 2019

September 18, 2019

September 17, 2019

September 3, 2019

December 26, 2018

November 25, 2018

Please reload